мол военный причал
основание орудия примерно такие орудия могли стоять на батареях склад боеприпасов основание орудия болты
мол

Батареи Мангальсалы

Для портового города опасность всегда приходила с моря. Береговая оборона Риги строилась веками. Даугавгривская крепость, Рижская Цитадель, форты Болдераи и батареи Мангальсалы - все это строили немецкие, шведские и русские фортификаторы на берегах Даугавы, чтобы защитить торговый город Ригу от нападения с моря.

Условно, этапы создания береговой обороны Риги можно разбить на пять периодов:
1-й период - Средние века от 1200 до 1710 год, это период, когда шведы построили Даугавгривскую крепость и Рижскую Цитадель.
2-й период - Русский период с 1710 по 1912 годы, постройка фортов Болдераи и Мангальсалы
3-й период - Подготовка и ведение Первой Мировой войны в 1912 - 1917 годах. Строительство батарей в Болдерае и Мангальсале.
4-й период - Годы независимой Латвийской Республики1918-1940.
5-й период - Советский период с 1941 по 1993 годы

Первое береговое укрепление Риги было построено в 1205 году епископом Альбертом на правом берегу Западной Двины. Сегодня это место называется Сканстниеки и находится в районе Вецдаугавы. Там сохранился земляной вал и есть небольшой музей рыболовства.

После 1600 года Даугава изменила свое русло и пришлось искать место для новой крепости. На левом берегу Даугавы в 1608 году шведский полководец Мансфельд приказал возвести четырехугольный штершанец и назвал его "Неймюндским шанцем". Так возникло береговое укрепление, которое впоследствии стало крепостью Динамюнде. В 1710 году крепость была взята русскими войсками под командованием графа Шереметьева. В 1893 году крепость переименовали и она стала называться крепость Усть-Двинск. В 1910 году торжественно отмечалось 200-летие крепости Усть-Двинск. Сегодня доступ в крепость закрыт, но в ближайшее время на сайте melkon будет небольшой фоторепортаж о посещении крепости.

Рижскую Цитадель построили шведы на правом берегу Даугавы рядом со Старым городом.. Это было достаточно мощное сооружение с развитой военной инфраструктурой внутри. До наших дней сохранилось несколько строений Цитадели, наиболее известное это церковь Петра и Павла. Есть данные, что именно в Рижской Цитадели во время Второй Мировой войны находилась тюрьма где был замучен гестаповцами легендарный командир 315-й эзельской батареи капитан Стебель. Сегодня на месте Цитадели строится престижный жилой дом.

В Русский период также были построены (около 1808 года) два артиллерийских форта в устье Даугавы. Это Форт Кометский на левом берегу и Магнусгольская батарея на правом берегу (Магнусгольм - шведское название острова Мангальсала). Эти форты отличились в 1855 году, когда английский флот сделал попытку прорваться в устье Даугавы. Огнем рижских батарей противник был отогнан.

Наиболее интерестный период - это время подготовки к Первой Мировой войне. В 1912 году было начато строительство сразу нескольких береговых батарей в Болдерае и на Мангальсале. Разные источники указывают, что было построено шесть батарей орудий Кане калибром 6 дюймов (152 мм), три батареи орудий Викерс калибром 5,5 дюйма (138 мм), две батареи десятидюймовых орудий (254 мм). Каждая батарея была двухорудийного состава. Особенностью подготовки береговой обороны Риги в Первой Мировой войне является то, что этой работой занималось сухопутное Военное Ведомство в отличии от эстонских батарей, которые строило Морское Ведомство в рамках программы оборудования минно-артиллерийских позиций Балтийского флота (см. книгу "Батареи Моонзунда"). Этим также объясняется отсутствие какой-либо информации о рижских батареях. Архив флота находится в Санкт-Петербурге, архив Военного Ведомства в Москве. Сегодня мы можем только примерно классифицировать бетонные сооружения, которые дошли до наших дней.

Батарея А. Находится в Болдерае на закрытой территории. Количество орудий и калибр не известны. Не исследована.

Батарея B. Находится в Болдерае около Болдерайского маяка на закрытой территории. Вообщем-то, это то, что раньше было Фортом Комета. Четыре позиции 152-мм орудий типа Кане. Погреба для боезапаса и укрытия для л/с сохранились довольно хорошо. Объявлена памятником истории, чтобы воспрепятствовать строительству нового нефтетерминала.

Батарея С. Расположена в Болдерае за Католической церковью. Четыре позиции орудий калибра до 152 мм. Позиции взорваны.

Батарея D. Расположена на Мангальсале около берега Даугавы, ближе всех к морю. Это бывшая Мангусгольмская батарея. Четыре орудия калибром до 152 мм. Погреба и укрытия хорошо сохранились. Любимое место отдыха жителей Вецмилгрависа.

Батарея Е. Расположена в тылу батареи D ближе к берегу Даугавы. Сдвоенный бетонный артблок на два орудия калибром до 152 мм. Артблок взорван. Взрыв не сильно повредил мощное бетонное сооружение. Можно полазить внутри, но лучше это сделать на аналогичных артблоках следующих батарей. Следует заметить, что ко всем батареям подходят специально построенные в 1912 году крепостные дороги из булыжных камней. Кое-где дороги сохранились, но в целом они радостно расстаскиваются дачниками и огородниками.

Батарея F. Вообще-то, это две батареи. Сдвоенный артблок для двух 254-мм орудий и рядом сдвоенный артблок для двух 152-мм орудий. Находится к северу от батареи Е. Сооружения хорошо сохранились. Доступ ограничен из-за сплошной стены частных огородов.

Батарея G. Красавица батарея! Находится далее на север от батареи F. Шесть позиций для орудий калибром порядка 8 дюймов построены в одну линию, в едином блоке. Слева и справа устроены погреба для боезапаса и помещения служб батареи. Каждая позиция имеет также свой расходный погреб боезапаса. Вдоль всего сооружения проходит подземный коридор по которому, вероято, были проложены рельсы для вагонеток. Левый погреб взорван. Рассказывают, что два солдата взорвали его вместе с собой. Остальные сооружения пока хорошо сохранились. Варвары начали резать на металлолом двутавровые балки противооткольной одежды на потолках казематов. Балки срезают и сверху падает 20-ти сантиметровый слой асфальта (амортизируещее и герметизирующее покрытие) - грамотно строили батарею русские военные инженеры. Правый погреб сохранился и пригоден для восстановления и устройства музея. Спешите увидеть это уникальное сооружение. Ничего подобно на берегах Балтики больше нигде нет. При попустительстве местных властей, от этого настоящего памятника европейского военно-инженерного исскуства скоро ничего не останется!

Батарея H.Находится далее на север от батареи G. Устройство и калибры орудий аналогичны батарее F. Вообще, сдвоенные артблоки больше в береговой обороне балтийских берегов не встречаются. Это творение военных инженеров Военного Ведомства. На втором артблоке взорван склад боезапаса. Здесь можно наглядно посмотреть толщину перекрытий казематов - 2,5 метра бетона. Позиции батареи H также любимое место отдыха жителей Северного района города Риги. Сюда приезжают семьями.

Объект H. Между батареями G и H находится бетонное сооружение назначение которого пока не выяснено. Можно предположить, что это был командный пункт.

Батарея J. Находится далее на север от батареи H. Позиции расположены рядом с дорогой (дорогу 1912 года, естественно, растаскивают по камушку дачники). Четыре позиции орудий калибром до 152 мм. Хорошо, пока, сохранились погреба боезапаса и укрытия л/с. Эти сооружения можно датировать как и погреба Монгускольмской батареи около 1870 -х годов. Дворики орудий явно более поздней постройки.

Кинжальные батареи К1 и К2. Для ведения огня по кораблям противника, которым все-таки удасться прорваться в устье Даугавы (например быстроходным катерам), в глубине обороны были устроены две батареи на левом и правом берегах. У этих батарей был очень узкий сектор обстрела, только по фарватеру Даугавы, поэтому эти батареи называют кинжальными.

К1 расположена на Русском острове (Krievu Sala). Раньше остров назывался Комендантенхольм. Там находился запасной командный пункт береговой обороны. Батарея К1, вероятно, состояла из четырех орудий калибром до 100 мм. Позиции батареи сохранились, но полностью завалены крупногабаритным строительным мусором, еще в советское время сюда начали свозить мусор со строек, благо к батарее шла хорошая и крепкая дорога.

К2 расположена на правом берегу Даугавы в районе порта Ринужи. Не исследована.

Несомненно, в комплекс береговой обороны, который строился в Риге перед Первой Мировой войной, входили и все элементы противодесантной обороны. Это доты, оборонительные линии, необходимые заграждения и препятствия. Многие источники сообщают, что в Риге планировалось строительство 305-мм башенной или открытой береговой батареи. Никаких следов такого строительства пока не обнаружено.
Hosted by uCoz